|
Выдержки из ФОП ДО: Программа воспитания
Патриотическое направление воспитания |
Цель патриотического направления воспитания – содействовать формированию у ребенка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца (созидателя), ответственного за будущее своей страны.
Ценности: Родина и природа.
Чувство патриотизма возникает у ребенка вследствие воспитания у него нравственных качеств, интереса, чувства любви и уважения к своей стране — России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, ощущения принадлежности к своему народу.
Патриотическое направление воспитания базируется на идеепатриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций.
Работа по патриотическому воспитанию предполагает:
формирование «патриотизма наследника», испытывающего чувство гордости за наследие своих предков (предполагает приобщение детей к истории, культуре и традициям нашего народа: отношение к труду, семье, стране и вере);
формирование «патриотизма защитника», стремящегося сохранить это наследие (предполагает развитие у детей готовности преодолевать трудности ради своей семьи, малой родины);
формирование «патриотизма созидателя и творца», устремленного в будущее, уверенного в благополучии и процветании своей Родины (предполагает конкретные каждодневные дела, направленные, например, на поддержание чистоты и порядка, опрятности и аккуратности, а в дальнейшем – на развитие всего своего города, района, края, Отчизны в целом).
Целевые ориентиры патриотического направления воспитания по возрастам:
К 3 годам : проявляющий привязанность к близким людям, бережное отношение к живому.
На этапе завершения освоения программы дошкольного образования (6-7 лет): любящий свою малую родину и имеющий представление o своей стране - России, испытывающий чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям.
Патриотическое направление воспитания соотносится с образовательными областями ФГОС ДО «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие». |
Духовно-нравственное направление воспитания |
Цель духовно-нравственного направления воспитания – формирование способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, индивидуально-ответственному поведению.
Ценности: жизнь, милосердие, добро.
Духовно-нравственное воспитание – это процесс целенаправленного развития ценностно-смысловой сферы дошкольников на основе творческого взаимодействия в детско-взрослой общности, содержанием которого является освоение социокультурного опыта в его культурно-историческом и личностном аспектах.
Целевые ориентиры духовно-нравственного направления воспитания по возрастам:
К 3 годам :
Способный понять и принять, что такое «хорошо» и «плохо».
Проявляющий сочувствие, доброту.
На этапе завершения освоения программы дошкольного образования (6-7 лет):
Различающий основные проявления добра и зла, принимающий и уважающий традиционные ценности, ценности семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку.
Способный не оставаться равнодушным к чужому горю, проявлять заботу;
Самостоятельно различающий основные отрицательные и положительные человеческие качества, иногда прибегая к помощи взрослого в ситуациях морального выбора.
Духовно-нравственное направление воспитания соотносится с образовательной областью ФГОС ДО: «Социально-коммуникативное развитие». |
Социальное направление воспитания |
Цель социального направления воспитания – формирование ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитие дружелюбия, умения находить общий язык с другими людьми.
Ценности: семья, дружба, человек, сотрудничество.
В дошкольном детстве ребенок начинает осваивать все многообразие социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах других людей. Формирование ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором проявляется личная социальная инициатива ребенка в детско-взрослых и детских общностях.
Важной составляющей социального воспитания является освоение ребенком моральных ценностей, формирование у него нравственных качеств и идеалов, способности жить в соответствии с моральными принципами и нормами и воплощать их в своем поведении.
Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство — уважение к человеку, к законам человеческого общества. Конкретные представления о культуре поведения усваиваются ребенком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений, формированием навыка культурного поведения.
Целевые ориентиры социального направления воспитания по возрастам:
К 3 годам :
Испытывающий чувство удовольствия в случае одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения со стороны взрослых.
Проявляющий интерес к другим детям и способный бесконфликтно играть рядом с ними.
Проявляющий позицию «Я сам!».
Способный к самостоятельным (свободным) активным действиям в общении.
Доброжелательный в общении с другими людьми.
На этапе завершения освоения программы дошкольного образования (6-7 лет):
Проявляющий ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми.
Владеющий основами речевой культуры.
Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, способный взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел.
Социальное направление воспитания соотносится с образовательными областями ФГОС ДО: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие». |
Познавательное направление воспитания |
Цель познавательного направления воспитания - формирование ценности познания.
Ценности: человек, семья, дружба, сотрудничество, познание.
В ДОО проблема воспитания у детей познавательной активности охватывает все стороны воспитательного процесса и является непременным условием формирования умственных качеств личности, самостоятельности и инициативности ребенка. Познавательное и духовно-нравственное воспитание должны осуществляться в содержательном единстве, так как знания наук и незнание добра ограничивает и деформирует личностное развитие ребенка.
Значимым является воспитание у ребенка стремления к истине, становление целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека.
Целевые ориентиры познавательного направления воспитания по возрастам:
К 3 годам: проявляющий интерес к окружающему миру. Любознательный, активный в поведении и деятельности.
На этапе завершения освоения программы дошкольного образования (6-7 лет): любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом. Проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании. Обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей.
Познавательное направление воспитания соотносится с образовательными областями ФГОС ДО «Познавательное развитие». |
Трудовое направление воспитания |
Цель трудового воспитания – формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбию и приобщение ребенка к труду.
Ценность: труд.
Трудовое направление воспитания направлено на формирование и поддержку привычки к трудовому усилию, к доступному напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи; стремление приносить пользу людям.
Повседневный труд постепенно приводит детей к осознанию нравственной стороны труда. Самостоятельность в выполнении трудовых поручений способствует формированию ответственности за свои действия.
Целевые ориентиры трудового направления воспитания по возрастам:
К 3 годам :
Поддерживающий элементарный порядок в окружающей обстановке.
Стремящийся помогать старшим в доступных трудовых действиях.
Стремящийся к результативности, самостоятельности, ответственности в самообслуживании, в быту, в игровой и других видах деятельности (конструирование, лепка, художественный труд, детский дизайн и др.).
На этапе завершения освоения программы дошкольного образования (6-7 лет):
Понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности.
Проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности.
Трудовое направление воспитания соотносится с образовательной областью ФГОС ДО «Социально-коммуникативное развитие». |
Эстетическое направление воспитания |
Цель эстетического направления воспитания – способствовать становлению у ребенка ценностного отношения к красоте.
Ценности: культура, красота.
Эстетическое воспитание воспитание любви к прекрасному в окружающей обстановке, в природе, в искусстве, в отношениях, развитие у детей желания и умения творить.
Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющих внутреннего мира ребенка. Искусство делает ребенка отзывчивее, добрее, обогащает его духовный мир, способствует воспитанию воображения, чувств. Красивая и удобная обстановка, чистота помещения, опрятный вид детей и взрослых содействуют воспитанию художественного вкуса.
Целевые ориентиры эстетического направления воспитания по возрастам:
К 3 годам :
Проявляющий эмоциональную отзывчивость на красоту в окружающем мире и искусстве.
Способный к творческой деятельности (изобразительной, декоративно-оформительской, музыкальной, словесно-речевой, театрализованной и др.).
На этапе завершения освоения программы дошкольного образования (6-7 лет):
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве.
Стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности.
Эстетическое направление воспитания соотносится с образовательными областями ФГОС ДО «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие». |
Физическое и оздоровительное направление воспитания |
Ценность – здоровье.
Цель данного направления – сформировать навыки здорового образа жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего. Физическое развитие и освоение ребенком своего тела происходит в виде любой двигательной активности: выполнение бытовых обязанностей, игр, ритмики и танцев, творческой деятельности, спорта, прогулок.
Задачи по формированию здорового образа жизни:
обеспечение построения образовательного процесса физического воспитания детей (совместной и самостоятельной деятельности) на основе здоровье формирующих и здоровье сберегающих технологий, и обеспечение условий для гармоничного физического и эстетического развития ребенка;
закаливание, повышение сопротивляемости к воздействию условий внешней среды;
укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие двигательных способностей, обучение двигательным навыкам и умениям;
формирование элементарных представлений в области физической культуры, здоровья и безопасного образа жизни;
организация сна, здорового питания, выстраивание правильного режима дня;
воспитание экологической культуры, обучение безопасности жизнедеятельности.
Направления деятельности воспитателя:
организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных народных игр, дворовых игр на территории детского сада;
создание детско-взрослых проектов по здоровому образу жизни;
введение оздоровительных традиций в ДОО.
Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков является важной частью воспитания культуры здоровья. Воспитатель должен формировать у дошкольников понимание того, что чистота лица и тела, опрятность одежды отвечают не только гигиене
и здоровью человека, но и социальным ожиданиям окружающих людей.
Особенность культурно-гигиенических навыков заключается в том, что они должны формироваться на протяжении всего пребывания ребенка в ДОО.
В формировании культурно-гигиенических навыков режим дня играет одну из ключевых ролей. Привыкая
дит их в свое бытовое пространство, и постепенно они становятся для него привычкой.
Формируя у детей культурно-гигиенические навыки, воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
формировать у ребенка навыки поведения во время приема пищи;
формировать у ребенка представления о ценности здоровья, красоте
и чистоте тела;
формировать у ребенка привычку следить за своим внешним видом;
включать информацию о гигиене в повседневную жизнь ребенка, в игру.
Работа по формированию у ребенка культурно-гигиенических навыков должна вестись в тесном контакте с семьей.
выполнять серию гигиенических процедур с определенной периодичностью. |
12 января 2024 в 11:02
|