МБДОУ детский сад № 31
|
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МБДОУ детский сад по теме: «Формирование книжной культуры у детей дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС ДО»ПАСПОРТ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА
«Формирование книжной культуры у детей дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС ДО»
«Где есть поветрие на чтенье, В чести там грамота, перо, Где грамота, там просвещенье, Где просвещенье – там добро» П.Вяземский
Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность проекта: долгосрочный (3 года) Участники проекта: - воспитанники ДОУ, - воспитатели, специалисты ДОУ - родители воспитанников, - социальные партнёры. Актуальность проекта: Проблема формирования книжной культуры у детей дошкольного возраста чрезвычайно актуальна во все времена и требует повышенного внимания. Во всем мире интерес к традиционной книжной культуре в целом, и к чтению как к одному из главных способов приобщения к культурной грамотности постепенно угасает. Печатные издания, к сожалению, отходят на второй план, уступая место телевидению, интернету, компьютерным играм и реже электронным книгам. Современным детям практически с младенческого возраста гаджеты заменили книгу. Они кушают, играют и засыпают под их звуки. Просматривается глубокий дефицит чтения у детей, выход из которого не возможен без решения проблем раннего приобщения ребёнка к книге и чтению. Современная ситуация с чтением, характеризуется как системный кризис книжной, читательской культуры. Федеральный стандарт дошкольного образования определил условия преодоления кризиса относительно приобщения дошкольников к чтению, обозначив в нем образовательные области «Речевое развитие» и «Художественно – эстетическое развитие», а «Восприятие художественной литературы и фольклора» выделено в отдельный вид деятельности. Области «Речевое развитие» и «Художественно – эстетическое развитие», включают в себя: - владение речью как средством общения и культуры, - развитие речевого творчества, -.знакомство с книжной культурой, детской литературой, - понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. На формирование опыта работы по данному проекту оказали влияние следующие условия: - интерес педагогов к данной теме; - значительное снижение интереса к книге у детей; - анализ научной и методической литературы; - педагогическое наблюдение; - формирование особенности восприятия и понимания книги у детей дошкольного возраста; - взаимодействие с семьей - опыт работы педагогов ДОУ «Приобщение старших дошкольников к книге через организацию единого образовательного пространства «ДОУ – библиотека – семья». В детском саду было проведено анкетирование родителей с целью определения интереса к книге в семье, где воспитывается ребенок. Вопросы были самые простые и банальные. Анализ результатов анкетирования (Приложение 1.) показал, что только 22 % опрошенных родителей отдали предпочтение чтению книг. Остальные 78 % детей и родителей не читают и практически не приобретают детям книги. Не интересуются о том, что читают детям в детском саду. Родители ссылаются на занятость и считают, что того что дают в детском саду ребенку вполне достаточно. Наблюдая за современными родителями, действительно веришь в эти данные, так, приходя с ребенком в детский сад на адаптацию, единственным успокоением для ребенка является врученный мамой ему в руки телефон. Это шокирующие данные, которые послужили разработке данного проекта. Цель: Приобщение дошкольников к книжной культуре, повышение интереса к чтению книг, воспитание грамотного читателя. Гипотезой исследования выступило предположение о том, что эффективность формирования ценностного отношения дошкольников к книжной культуре обусловлена рядом условий, если в ходе инновационного проекта - книжная культура выступит общей целью педагогической деятельности педагогов и социальных партнёров в лице родителей и библиотекарей; - социальное партнёрство по формированию ценностного отношения дошкольников к книжной культуре будет пониматься как системная и последовательная деятельность; - процесс формирования ценностного отношения дошкольников к книжной культуре будет сопровождается методическим обеспечением; - отбор детской книги будет осуществляться по научным принципам с учетом требований ФГОС ДО к речевому развитию дошкольников, то у ребенка-дошкольника сформируется ценностное отношение к книжной культуре, повысится интерес к чтению книг, мы воспитаем грамотного читателя и слушателя. Ребенок придёт в школу с обширным и во многих отношениях уникальным литературным багажом. Приобщение детей к чтению является «Мотивационной» готовностью к обучению в школе. В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи: Задачи проекта: - Знакомство детей с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; - Формировать элементарные представления о видах художественной литературы и фольклора (как искусства); - Введение в практику разнообразных форм и методов работы, способствующих приобщению детей к книжной культуре; - Совместное взаимодействие педагогов и социальных партнёров в лице родителей и библиотек; - Повысить уровень компетентности родителей в вопросах приобщения к книжной культуре; - Сотрудничество с семьей по созданию детско-родительских проектов, способствующих формированию у детей интереса к книге; - Возрождение традиции семейного чтения; - Воспитывать потребность общения с книгой, культуру чтения, бережное отношение к книге.
Этапы инновационного проекта: Первый этап – подготовительный (сентябрь 2020г.- декабрь 2020г.) – организационный (поисковый), определение целей и форм работы, изучение передового педагогического опыта. Второй этап – основной, практический (январь 2021г. до декабря 2022г.г.). Третий этап – заключительный (январь – май 2023г.) - подведение итогов 1. подготовительный этап будет длиться полгода: включает в себя изучение особенностей работы по формированию книжной культуры у детей дошкольного возраста, изучения опыта работы по данной теме, подбор форм и методов, разработка мероприятий и планирование, налаживание долгосрочных контактов с социальными партнёрами. 2. второй – основной этап рассчитан на два года: реализация условий формирования книжной культуры у детей дошкольного возраста. 3. на третьем – контрольном этапе мы планируем провести анализ и обобщение результатов исследования, систематизировать полученные данные, сформулировать выводы.
Новизна (инновационность) проекта выражается в создание в дошкольном образовательном учреждении системы работы по формированию у детей ценностного отношения к книжной культуре, воспитания интереса к миру книги, к восприятию детской художественной литературы. Установление тесного сотрудничества между социальными партнёрами: библиотекой, педагогами, родителями воспитанников. Создание в ДОУ предметно-развивающей среды способствующей по формированию у детей ценностного отношения к книжной культуре. Условием качественной реализации нашего проекта является непрерывное повышение уровня компетентности педагогических работников по проблеме формирования у дошкольников ценностного отношения к книжной культуре, воспитания интереса к миру книги, к восприятию детской художественной литературы, создание условий для профессионального развития педагогических и работников, организация и проведение педагогических советов, мастер – классов, семинаров-практикумов, круглых столов, консультаций по теме инновационного проекта. Механизмы реализации проекта: Организация творческой группы по составлению проекта. В соответствии с приказом заведующего МБДОУ детский сад № 31 организована творческой группа по разработке инновационого проекта «Формирование книжной культуры у детей дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС ДО» (приказ № 44 от 01.09.2020г.). Состав группы: руководитель проекта - Кравцева Светлана Султановна - старший воспитатель; члены творческой группы:
Анализ и прогноз изменения тенденций ожидаемого результата. Внутренние риски: - недостаточный уровень качества предоставляемых образовательных услуг в рамках проекта - низкий уровень готовности педагогов ДОУ к реализации инновационного проекта Меры для их минимизации: - создание в ДОУ системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно - профессионального участия; - подготовка и повышение квалификации кадров по данному направлению. Внешние риски - востребованность проектных мероприятий ДОУ получателями образовательных услуг на районном уровне; - низкая осведомлённость дошкольных учреждений края о результатах проектной деятельности. Меры для их минимизации: - Апробация интерактивных форм сотрудничества педагогов и семьи. - Диссеминация на уровне муниципалитета, края. Разработка и описание реализации плана проекта
Ожидаемые результаты реализации проекта
1. Разработка, апробация и внедрение методических рекомендаций по формированию книжной культуры у детей дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС ДО. 2. Формирование необходимых профессиональных компетенций, профессионального роста педагогов. 3. Создание организационно - педагогических условий по формированию у дошкольников книжной культуры, повышение интереса к чтению книг, к восприятию детской художественной литературы. 4. Разнообразие деловых и творческих связей дошкольного учреждения с семьями воспитанников и социальными партнерами по данному направлению. 5. Обогащение предметно – развивающей среды, направленное на создание в группах необходимых условий для формирования у детей интереса к книге, к восприятию художественной литературы. 6. Повысится уровень компетентности родителей в вопросах формированию книжной культуры у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности (художественно – эстетической, продуктивной, игровой, познавательной). Трансляция инновационного проекта, перспективы развития Практическая значимость исследования заключается в разработке системы работы по формированию книжной культуры у детей дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС ДО. Будут разработаны методические рекомендации по формированию книжной культуры у детей дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС ДО. Практические материалы будут оформлены по блокам: работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями и социальными партнёрами. Результаты проекта могут быть использованы другими дошкольными учреждениями. Информация о результатах деятельности будет размещена на сайте ДОУ. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по данному направлению позволит совершенствовать образовательный процесс в условиях непрерывного дошкольного и начального образования.
22 февраля 2023 в 10:43
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.