МБДОУ детский сад № 31

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МБДОУ детский сад по теме: «Формирование книжной культуры у детей дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС ДО»

ПАСПОРТ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА

Название проекта

«Формирование книжной культуры у детей дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС ДО»

Разработчики проекта

Руководители – Л.М.Медведевазаведующий ДОУ,

– С.С. Кравцева старший воспитатель ДОУ

– Творческая группа педагогов ДОУ

Название образовательного учреждения

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение детский сад № 31 муниципального образования Каневской район

Условия возникновения, становления опыта

- интерес педагогов к данной теме;

- значительное снижение интереса к книге у детей;

- анализ научной и методической литературы;

- педагогическое наблюдение;

- формирование особенности восприятия и понимания книги у детей дошкольного возраста;

- взаимодействие с семьей;

- опыт работы педагогов ДОУ «Приобщение старших дошкольников

к книге через организацию единого образовательного пространства

«ДОУ – библиотека – семья»

Цель проекта

Приобщение  дошкольников к книжной культуре, повышение интереса к чтению книг, воспитание грамотного читателя

Задачи проекта

- Знакомство детей с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- Формировать элементарные представления о видах художественной литературы и фольклора (как искусства);

- Введение в практику разнообразных форм и методов работы, способствующих приобщению детей к книжной культуре;

- Совместное взаимодействие педагогов и социальных партнёров в лице  родителей и библиотек;

- Повысить уровень компетентности родителей в вопросах приобщения к книжной культуре;

- Сотрудничество с семьей по созданию детско-родительских проектов, способствующих формированию у детей интереса к книге;

- Возрождение традиции семейного чтения;

- Воспитывать потребность общения с книгой, культуру чтения, бережное отношение к книге.

Гипотеза инновационного проекта

Если в ходе инновационного проекта

- книжная культура выступит общей целью педагогической деятельности педагогов и социальных партнёров в лице  родителей и библиотекарей;

- социальное партнёрство по формированию ценностного отношения дошкольников к книжной культуре будет пониматься как системная и последовательная деятельность;

- процесс формирования ценностного отношения дошкольников к книжной культуре будет сопровождается методическим обеспечением;

-  отбор детской книги будет осуществляться по научным принципам с учетом требований ФГОС ДО к речевому развитию дошкольников, то у ребенка-дошкольника сформируется ценностное отношение к книжной культуре, повысится интерес к чтению книг, мы воспитаем грамотного читателя и слушателя.  Ребенок придёт в школу с обширным и во многих отношениях уникальным литературным багажом. Приобщение детей к чтению является «Мотивационной» готовностью к обучению в школе.

Новизна

Новизна проекта выражается в создание в ДОУсистемы работы по формированию у детей ценностного отношения к книжной культуре, воспитания интереса к миру книги, к восприятию детской художественной литературы. Установление тесного сотрудничества между социальными партнёрами: библиотекой, педагогами, родителями воспитанников. Создание в ДОУ предметно-развивающей среды способствующей по формированию у детей ценностного отношения к книжной культуре. Активизируются  совместные детско-родительские отношения в виде творческих заданий и проектной деятельности.

Этапы

реализации проекта

Первый этап – подготовительный  (сентябрь 2020г.- декабрь 2020г.)– организационный (поисковый), определение целей и форм работы, изучение передового педагогического опыта.

Второй этап – основной, практический (январь  2021г. до декабря  2022г.г.).

Третий этап – заключительный (январь – май 2023г.) - подведение итогов

Участники проекта

- воспитанники ДОУ,

- воспитатели, специалисты ДОУ

- родители воспитанников,

- социальные партнёры

Возможное

финансовое обеспечение проекта

- средства краевого бюджета

- средства муниципального бюджета

- добровольные спонсорские средства

Ожидаемые

результаты от реализации инновационного проекта

1.Разработка, апробация и внедрение научно-методических рекомендаций по формированию книжной культуры у детей дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС ДО.

2.Формирования необходимых профессиональных компетенций, профессионального роста педагогов.

3.Создание организационно - педагогических условий по  формированию у дошкольников книжной культуры, повышение интереса к чтению книг, к восприятию детской художественной литературы.

4.Разнообразие деловых и творческих связей дошкольного учреждения с семьями воспитанников  и социальными партнерами по данному направлению.

5.Обогащение предметно – развивающей среды, направленное на создание в группах необходимых условий для формирования у детей интереса к книге, к восприятию художественной литературы

Управление инновационным проектом и контроль за его реализацией

Управление и контроль осуществляет заведующий МБДОУ детский сад № 31, МКУ «РИМЦ»

 «Формирование книжной культуры

у детей дошкольного возраста

в контексте реализации ФГОС ДО»

 

«Где есть поветрие на чтенье,

В чести там грамота, перо,

Где грамота, там просвещенье,

Где просвещенье – там добро»

П.Вяземский

 

Вид проекта: практико-ориентированный

Продолжительность проекта: долгосрочный (3 года)

Участники проекта:

- воспитанники ДОУ,

- воспитатели, специалисты ДОУ

- родители воспитанников,

- социальные партнёры.

Актуальность проекта:

Проблема формирования книжной культуры у детей дошкольного возраста чрезвычайно актуальна во все времена и требует повышенного внимания.

Во всем мире интерес к традиционной книжной культуре в целом, и к чтению как к одному из главных способов приобщения к культурной грамотности постепенно угасает. Печатные издания, к сожалению, отходят на второй план, уступая место телевидению, интернету, компьютерным играм и реже электронным книгам. Современным детям практически с младенческого возраста гаджеты заменили книгу. Они кушают, играют и засыпают под их звуки.

Просматривается  глубокий дефицит чтения у детей, выход из которого не возможен без решения проблем раннего приобщения ребёнка к книге и чтению.

Современная ситуация с чтением, характеризуется как системный кризис книжной, читательской культуры.

Федеральный стандарт дошкольного образования определил условия преодоления кризиса относительно приобщения дошкольников к чтению, обозначив в нем образовательные области  «Речевое развитие» и «Художественно – эстетическое развитие», а «Восприятие художественной литературы и фольклора» выделено в отдельный вид деятельности.

 Области «Речевое развитие» и «Художественно – эстетическое развитие»,  включают в себя:

- владение речью как средством общения и культуры,

- развитие речевого творчества,

-.знакомство с книжной культурой, детской литературой,

- понимание на слух текстов различных жанров детской литературы,

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

На формирование опыта работы по данному проекту оказали влияние следующие условия:

- интерес педагогов к данной теме;

- значительное снижение интереса к книге у детей;

- анализ научной и методической литературы;

- педагогическое наблюдение;

- формирование особенности восприятия и понимания книги у детей дошкольного возраста;

- взаимодействие с семьей

- опыт работы педагогов ДОУ «Приобщение старших дошкольников к книге через организацию единого образовательного пространства «ДОУ – библиотека – семья».

В детском саду было проведено анкетирование родителей с целью определения интереса к книге в семье, где воспитывается ребенок. Вопросы были самые простые и банальные.

Анализ результатов анкетирования (Приложение 1.) показал, что только 22 % опрошенных родителей отдали предпочтение чтению книг. Остальные 78 % детей и родителей не читают и практически не приобретают детям книги. Не интересуются о том, что читают детям в детском саду.  Родители ссылаются на занятость и считают, что того что дают в детском саду ребенку вполне достаточно.

Наблюдая за современными родителями, действительно веришь в эти данные, так, приходя с ребенком в детский сад на адаптацию, единственным успокоением для ребенка является врученный мамой  ему в руки телефон.

Это шокирующие данные, которые послужили разработке данного проекта.

Цель: Приобщение  дошкольников к книжной культуре, повышение интереса к чтению книг, воспитание грамотного читателя.

Гипотезой исследования выступило предположение о том,  что эффективность формирования ценностного отношения дошкольников к книжной культуре обусловлена рядом условий, если в ходе инновационного проекта

- книжная культура выступит общей целью педагогической деятельности педагогов и социальных партнёров в лице  родителей и библиотекарей;

- социальное партнёрство по формированию ценностного отношения дошкольников к книжной культуре будет пониматься как системная и последовательная деятельность;

- процесс формирования ценностного отношения дошкольников к книжной культуре будет сопровождается методическим обеспечением;

-  отбор детской книги будет осуществляться по научным принципам с учетом требований ФГОС ДО к речевому развитию дошкольников, то у ребенка-дошкольника сформируется ценностное отношение к книжной культуре, повысится интерес к чтению книг, мы воспитаем грамотного читателя и слушателя.  Ребенок придёт в школу с обширным и во многих отношениях уникальным литературным багажом. Приобщение детей к чтению является «Мотивационной» готовностью к обучению в школе.

В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи:

Задачи проекта:

- Знакомство детей с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- Формировать элементарные представления о видах художественной литературы и фольклора (как искусства);

- Введение в практику разнообразных форм и методов работы, способствующих приобщению детей к книжной культуре;

- Совместное взаимодействие педагогов и социальных партнёров в лице  родителей и библиотек;

- Повысить уровень компетентности родителей в вопросах приобщения к книжной культуре;

- Сотрудничество с семьей по созданию детско-родительских проектов, способствующих формированию у детей интереса к книге;

- Возрождение традиции семейного чтения;

- Воспитывать потребность общения с книгой, культуру чтения, бережное отношение к книге.

 

 

Этапы инновационного проекта:

Первый этап – подготовительный  (сентябрь 2020г.- декабрь 2020г.) – организационный (поисковый), определение целей и форм работы, изучение передового педагогического опыта.

Второй этап – основной, практический (январь  2021г. до декабря  2022г.г.).

Третий этап – заключительный (январь – май 2023г.) - подведение итогов

1. подготовительный этап будет длиться полгода: включает в себя изучение особенностей работы по формированию книжной культуры у детей дошкольного возраста, изучения опыта работы по данной теме, подбор  форм и методов, разработка мероприятий и планирование, налаживание долгосрочных контактов с социальными партнёрами.

2. второй – основной этап рассчитан на два года: реализация условий формирования книжной культуры у детей дошкольного возраста.

3.  на третьем – контрольном  этапе мы планируем провести анализ и обобщение результатов исследования, систематизировать полученные данные, сформулировать выводы.

 

Новизна (инновационность) проекта выражается в создание в дошкольном образовательном учреждении системы работы по формированию у детей ценностного отношения к книжной культуре, воспитания интереса к миру книги, к восприятию детской художественной литературы. Установление тесного сотрудничества между социальными партнёрами: библиотекой, педагогами, родителями воспитанников. Создание в ДОУ предметно-развивающей среды способствующей по формированию у детей ценностного отношения к книжной культуре.

Условием качественной реализации нашего проекта является непрерывное повышение уровня компетентности педагогических работников по проблеме формирования у дошкольников ценностного отношения к книжной культуре, воспитания интереса к миру книги, к восприятию детской художественной литературы, создание условий для профессионального развития педагогических и работников, организация и проведение педагогических советов, мастер – классов, семинаров-практикумов, круглых столов, консультаций по теме инновационного проекта.

Механизмы реализации проекта: Организация творческой группы по составлению проекта.

 В соответствии с приказом заведующего МБДОУ детский сад № 31 организована творческой группа по разработке инновационого проекта «Формирование книжной культуры у детей дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС ДО» (приказ № 44 от 01.09.2020г.).

 Состав группы:

руководитель проекта - Кравцева Светлана Султановна - старший воспитатель;

члены творческой группы:

- Фисан Елена Георгиевна

Музыкальный  руководитель

- Джулай Татьяна Владимировна

Инструктор по ФК/

Музыкальный  руководитель

- Медяникова Адалина Алексеевна

Учитель-логопед

- Филимонова Елена Алексеевна

Воспитатель

- Ирза Наталья Владимировна

Воспитатель

- Максименко Марина Сергеевна

Воспитатель

- Юндина Татьяна Анатольевна

Воспитатель

-Компаниец Наталья Викторовна

Воспитатель

- Балинова Марина Александровна

Воспитатель

- Лещина Ольга Ивановна

Воспитатель

- Сердюк Елена Анатольевна

Воспитатель

- Суховецкая Анна Павловна

Воспитатель

- Белай Оксана Алексеевна

Воспитатель

- Панасенко Наталья Владимировна

- Казачёк Любовь Анатольевна

Воспитатель

Воспитатель

Анализ и прогноз изменения тенденций ожидаемого результата.

Внутренние риски: - недостаточный уровень качества предоставляемых образовательных услуг в рамках проекта - низкий уровень готовности педагогов ДОУ к реализации инновационного проекта

Меры для их минимизации: - создание в ДОУ системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно - профессионального участия; - подготовка и повышение квалификации кадров по данному направлению.

Внешние риски - востребованность проектных мероприятий ДОУ получателями образовательных услуг на районном уровне; - низкая осведомлённость дошкольных учреждений края о результатах проектной деятельности.

Меры для их минимизации:

- Апробация интерактивных форм сотрудничества педагогов и семьи.

- Диссеминация на уровне муниципалитета, края.

Разработка и описание реализации плана проекта

Этапы проекта

Направления инновационного проекта

Педагогическая поддержка детей в дошкольном образовательном учреждении

Подготовка педагогов дошкольного учреждения к работе по данному направлению

Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей

Первый этап – подготовительный  (сентябрь 2020г.- декабрь 2020г.)

1.Выявление исходного уровня речевого и творческого развития детей дошкольного возраста.

2.Разработка модели и технологического обеспечение работы дошкольного образовательного учреждения

3.Обогащение пространственной развивающей среды, способствующей воспитанию интереса к книжной культуре,  миру книги, к восприятию художественной литературы.

1.Мониторинг кадрового потенциала. 2.Создание творческой группы 3.Выявление уровня готовности педагогов к работе

1.Изучение опыта работы других  дошкольных учреждений 2.Подготовка плана работы семьями воспитанников 3.Изучение литературных предпочтений родителей. 4.Разработка системы взаимодействия дошкольного учреждения с социумом.

Второй этап – основной, практический (январь  2021г. до декабря  2022г.г.).

1. Разработка и апробация системы по проблеме воспитания интереса детей дошкольников к миру книги, к восприятию детской художественной литературы.

2. Разработка содержания программы, планирование деятельности.

1.Организация мониторинга профессиональной подготовки воспитателей к работе по проекту. 2.Подготовка пакета нормативно-правовой документации, регламентирующей инновационную деятельность

3. Формирование профессиональной компетентности воспитателей

1.Апробация системы взаимодействия с учреждениями социума. 2.Мониторинг эффективности взаимодействия 3.Организация Центра книги в ДОУ

4. Создание семейного клуба «Читай-ка».

Третий этап – заключительный (январь – май 2023г.) - подведение итогов

Анализ полученных данных исследования, систематизация и обобщение основных результатов, оформление работы в виде пособия для воспитателей. На этом этапе проводится работа по внедрению результатов исследования в практику.

1.Мониторинг реализации проекта инновационной деятельности ДОУ по проекту.

2. Организация мероприятий по пропаганде достижений.

3. Подготовка к изданию методического и информационного материала по данному направлению.

Ожидаемые результаты реализации проекта

 

1. Разработка, апробация и внедрение методических рекомендаций по формированию книжной культуры у детей дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС ДО.

2. Формирование необходимых профессиональных компетенций, профессионального роста педагогов.

3. Создание организационно - педагогических условий по  формированию у дошкольников книжной культуры, повышение интереса к чтению книг, к восприятию детской художественной литературы.

4. Разнообразие деловых и творческих связей дошкольного учреждения с семьями воспитанников  и социальными партнерами по данному направлению.

5. Обогащение предметно – развивающей среды, направленное на создание в группах необходимых условий для формирования у детей интереса к книге, к восприятию художественной литературы.

6. Повысится уровень компетентности родителей в вопросах формированию книжной культуры у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности (художественно – эстетической, продуктивной, игровой, познавательной).

Трансляция инновационного проекта, перспективы развития

Практическая значимость исследования заключается в разработке системы работы по формированию книжной культуры у детей дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС ДО.

Будут разработаны методические рекомендации по формированию книжной культуры у детей дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС ДО.  Практические материалы будут оформлены по блокам: работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями и социальными  партнёрами. Результаты проекта могут быть использованы другими дошкольными учреждениями. Информация о результатах деятельности будет размещена на сайте ДОУ. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по данному направлению позволит совершенствовать образовательный процесс в условиях непрерывного дошкольного и начального образования.


22 февраля 2023 в 10:43

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.