МБДОУ детский сад № 31
|
Консультация для родителей. Капризы и упрямство.Прежде чем приступить крассмотрению темы "Капризы, упрямство и способы их преодоления",необходимо определить область этой темы, т.е. поставить её в определённыерамки. Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегосяповедения, наряду с: Непослушанием,выражающемся в непослушании и озорстве Детскимнегативизмом, т.е. непринятием чего-либо без определённых причин. Своеволием Недисциплинированностью Все выше перечисленныеформы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальнойопасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личностиребёнка. Понятия "капризы иупрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя.И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы, но об этом позже. УПРЯМСТВО – этопсихологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательнаяособенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональномпротиводействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорногонепослушания, для которого нет видимых мотивов. Проявления упрямства: вжелании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что онобессмысленно, не приносит пользы. выступаеткак психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял,что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому " стоит насвоём". Упрямствоможет стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. Стечением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройствунервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё вдошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, товозникает начальная стадия педагогической запущенности. КАПРИЗЫ - это действия,которые лишены разумного основания, т.е. " Я так хочу и всё!!!". Онивызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как формасамозащиты. Проявления капризов: вжелании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что онобессмысленно, не приносит пользы. внедовольстве, раздражительности, плаче. вдвигательном перевозбуждении. Развитиюкапризов способствует неокрепшая нервная система. Что необходимо знатьродителям о детском упрямстве и капризности: Период упрямства икапризности начинается примерно с 18 месяцев. Как правило, эта фаза заканчиваетсяк 3,5- 4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшемвозрасте – тоже вещь вполне нормальная. Пик упрямства приходитсяна 2,5- 3 года жизни. Мальчики упрямятсясильнее, чем девочки. Девочки капризничаютчаще, чем мальчики. В кризисный периодприступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторыхдетей – до 19 раз! Если дети по достижению 4лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всегоречь идёт о " фиксированном упрямстве", истеричности, как удобныхспособах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результатсоглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка,нередко ради своего спокойствия. Что могут сделатьродители для преодоления упрямства и капризности у детей: Не предавайте большогозначения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не оченьволнуйтесь за ребёнка. Во время приступаоставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете. Не пытайтесь в это времячто-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла,шлепки ещё сильнее его возбуждают. Будьте в поведении сребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше приэтом мнении. Не сдавайтесь даже тогда,когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогаеттолько одно – взять его за руку и увести. Истеричность икапризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних:"Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого инужно. Постарайтесь схитрить:"Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!".Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится. Исключите из арсеналагрубый тон, резкость, стремление " сломить силой авторитета". Спокойный тон общения,без раздражительности. Уступки имеют место быть,если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательногопроцесса. Следующие моменты оченьважны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизацииотношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнканельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить: 1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО,ЧТО: достигнутоне своим трудом. неподлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум). изжалости или желания понравиться. 2. НАДО ХВАЛИТЬ: запоступок, за свершившееся действие. начинатьсотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения. оченьважно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже. уметьхвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). Онаказаниях необходимо остановиться более подробно. 1. НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА: ребёнокболен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это времяпсихика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема. когдаребёнок ест, сразу после сна и перед сном. вовсех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не можетзавязать шнурки). послефизической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая,что он виноват). когдаребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., ноочень старался. когдавнутренние мотивы его поступка вам не понятны. когдавы сами не в себе. 7 ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ:
2 марта 2016 в 15:19
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.