МБДОУ детский сад № 31

Консультация для родителей. Капризы и упрямство.

Прежде чем приступить крассмотрению темы "Капризы, упрямство и способы их преодоления",необходимо определить область этой темы, т.е. поставить её в определённыерамки. Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегосяповедения, наряду с:

Непослушанием,выражающемся в непослушании и озорстве

Детскимнегативизмом, т.е. непринятием чего-либо без определённых причин.

Своеволием

Недисциплинированностью

Все выше перечисленныеформы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальнойопасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личностиребёнка.

Понятия "капризы иупрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя.И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы, но об этом позже.

УПРЯМСТВО – этопсихологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательнаяособенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональномпротиводействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорногонепослушания, для которого нет видимых мотивов.

Проявления упрямства:

вжелании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что онобессмысленно, не приносит пользы.

выступаеткак психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял,что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому " стоит насвоём".

Упрямствоможет стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. Стечением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройствунервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё вдошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, товозникает начальная стадия педагогической запущенности.

КАПРИЗЫ - это действия,которые лишены разумного основания, т.е. " Я так хочу и всё!!!". Онивызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как формасамозащиты.

Проявления капризов:

вжелании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что онобессмысленно, не приносит пользы.

внедовольстве, раздражительности, плаче.

вдвигательном перевозбуждении.

Развитиюкапризов способствует неокрепшая нервная система.

Что необходимо знатьродителям о детском упрямстве и капризности:

Период упрямства икапризности начинается примерно с 18 месяцев.

Как правило, эта фаза заканчиваетсяк 3,5- 4 годам. Случайные приступы

упрямства в более старшемвозрасте – тоже вещь вполне нормальная.

Пик упрямства приходитсяна 2,5- 3 года жизни.

Мальчики упрямятсясильнее, чем девочки.

Девочки капризничаютчаще, чем мальчики.

В кризисный периодприступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторыхдетей – до 19 раз!

Если дети по достижению 4лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всегоречь идёт о " фиксированном упрямстве", истеричности, как удобныхспособах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результатсоглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка,нередко ради своего спокойствия.

Что могут сделатьродители для преодоления упрямства и капризности у детей:

Не предавайте большогозначения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не оченьволнуйтесь за ребёнка.

Во время приступаоставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его  понимаете.

Не пытайтесь в это времячто-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла,шлепки ещё сильнее его возбуждают.

Будьте в поведении сребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше приэтом мнении.

Не сдавайтесь даже тогда,когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогаеттолько одно – взять его за руку и увести.

Истеричность икапризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних:"Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого инужно.

Постарайтесь схитрить:"Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!".Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.

Исключите из арсеналагрубый тон, резкость, стремление " сломить силой авторитета".

Спокойный тон общения,без раздражительности.

Уступки имеют место быть,если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательногопроцесса.

Следующие моменты оченьважны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизацииотношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнканельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:

1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО,ЧТО:

достигнутоне своим трудом.

неподлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).

изжалости или желания понравиться.

2. НАДО ХВАЛИТЬ:

запоступок, за свершившееся действие.

начинатьсотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.

оченьважно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.

уметьхвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого).

Онаказаниях необходимо остановиться более подробно.

 1. НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА:

ребёнокболен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это времяпсихика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.

когдаребёнок ест, сразу после сна и перед сном.

вовсех случаях, когда что-то не получается (пример:  когда вы торопитесь, а ребёнок не можетзавязать шнурки).

послефизической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая,что он виноват).

когдаребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., ноочень старался.

когдавнутренние мотивы его поступка вам не понятны.

когдавы сами не в себе.

7 ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ:

  1. наказаниене должно вредить здоровью.

  2. еслиесть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступоксовершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том что совершённое действиевообще достойно наказания, т.е. наказывать "на всякий случай" нельзя.

  3. за1 проступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).

  4. лучшене наказывать, чем наказывать с опозданием.

  5. надонаказывать и вскоре прощать.

  6. еслиребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важнообъяснить ребенку, за что и почему он наказан.

  7. ребёнокне должен бояться наказания.

    Конечно, использовать всеправила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, новероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающуючасть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.

 

2 марта 2016 в 15:19

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.